Страничка педагога-психолога МАОУ СОШ № 16

Вопросы-ответы

 

1. Что означает понятие «Информированное добровольное согласие?»

В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона

«Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья».

Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20).

Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние» (статья 23).

При проведении социально-психологического тестирования информированное добровольное согласие родителя (законного представителя) или ребенка подтверждает наличие у них знаний о целях, задачах, принципах, порядке, этапах проведения тестирования, используемых тестах, интерпретации ответов, а также обеспечении безопасности обучающихся и защите их прав.

 


 

2. Не будет ли социально-психологическое тестирование провоцировать интерес ребенка к наркотическим средствам и психоактивным веществам?

Нет, не будет, так как вопросы методики не содержат информацию о наркотических средствах и психоактивных веществах.

Единая методика СПТ разработана группой авторов ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря  2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации.

 


3. Могут ли быть негативные последствия по результатам социально- психологического тестирования?

Единая методика социально-психологического тестирования не может быть использована ни при каких обстоятельствах для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости, не является основанием для постановки любого диагноза (наркомания или алкоголизм), постановки на различные виды учета.

Результаты социально-психологического тестирования рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной профилактической деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь.

 


4. Могут ли родители (законные представители) присутствовать во время проведения социально-психологического тестирования?

В соответствии с п.10 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г № 59 «Об утверждении порядка проведения социально- психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» при проведении тестирования допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

 


5. Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?

Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве. Задача состоит в принятии дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому, мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не содержат репрессивно-карательного компонента. Гарантом этого является принцип конфиденциальности проведения социально-психологического тестирования. В случае выявления респондентов с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение главным принципом является неразглашение и конфиденциальность результатов, закрепленные законодательством.

 


6. Не нарушает ли методика законы этики в социально-психологическом тестировании?

Законы этики психологического исследования, принятые Российским психологическим обществом, предписывают соблюдать принципы отсутствия дефицита информированного согласия, отсутствия обмана.

По всем пунктам данное тестирование может быть признано этичным:

во-первых, обучающихся и их родителей (законных представителей) информируют об участии в тестировании, и в любой момент они могут отказаться принимать в нем участие согласно действию принципа добровольности. Обязательным условием для проведения тестирования является добровольное информированное согласие на его проведение, которое дают самостоятельно обучающиеся от 15 лет и старше, а на принятие участия в тестировании обучающимися от 13 до 15 лет добровольное информированное согласие    дают    их    родители    (законные    представители).    Применение  каких-либо «репрессий» за отказ от участия в тестировании является категорически недопустимым;

во-вторых,   тестирование   проводится   100%   конфиденциально,   даже   в случае принятия решения о включении респондента в так называемую «группу риска» происходят дальнейшие проверки, уже медицинского характера, учитывающие все этические требования (например, от них просто можно отказаться);

в-третьих, образовательная организация обязана обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся;

в-четвертых, при проведении тестирования психологи не обманывают респондентов, так как цель данного тестирования не скрывается от аудитории – в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска, и не более чем.

 


7. Что будет, если у ребенка при прохождении медицинского обследования тест покажет содержание в организме того или иного наркотика?

Исследование биологической жидкости (мочи) на наличие наркотических средств и психотропных веществ проводится в рамках профилактического медицинского осмотра в 2 этапа.

1.    Если в биологической жидкости (моче) при предварительном химико- токсикологическом исследовании (далее - предварительные ХТИ), который проводится непосредственно во время проведения профилактического медицинского осмотра, будет выявлено какое-либо наркотическое средство или психотропных вещество, эта биологическая жидкость будет направлена в химико-токсикологическую лабораторию на подтверждающее химико-токсикологическое исследование с целью уточнения результата. Консультация врача психиатра-нарколога на этом этапе не требуется.

2.    Если результат химико-токсикологического исследования оказывается положительным, то врач-психиатр-нарколог проводит разъяснительную беседу с обучающимся (если он достиг возраста 15 лет) или его родителем или иным законным представителем (если обучающийся младше 15 лет), знакомит с результатами проведенного медицинского осмотра и предлагает дополнительное консультирование у врача-психиатра-нарколога, а также углубленное обследование у психолога с целью изучения черт личности несовершеннолетнего, склонности к употреблению психоактивных веществ, эмоционального состояния и т.д.

В ходе консультирования может быть назначено необходимое лечение, проведена профилактическая беседа с разъяснением последствий от употребления наркотических средств как биологических, так и социальных.

 


8. Что будет, если отказаться от консультации у врача - психиатра-нарколога? Почему нужно соглашаться на консультацию у врача-психиатра-нарколога?

Не стоит отказываться от консультации у врача - психиатра-нарколога, а наоборот, важно сопроводить ребенка в этом процессе. Во-первых, совокупность мероприятий, используемых при консультировании, чаще всего, является хорошей профилактикой мерой для прекращения употребления психоактивного вещества несовершеннолетним пациентом. Во-вторых, позволяет остановить развитие вредных последствий на организм ребенка после употребления этих веществ. В-третьих, сопровождение ребенка на консультации у врача - психиатра-нарколога имеет важную психологическую составляющую, когда ребенок понимает, что родители его любят, волнуются за него и помогают ему в сложных моментах его жизни. В любом случае, совместное проживание такого опыта позволяет ребенку и родителю лучше понимать и доверять друг другу.

Отказ от консультации у врача - психиатра-нарколога и игнорирование результатов проведенного профилактического медицинского осмотра и разъяснений врача - психиатра-нарколога дает возможность ребенку лишний раз убедиться в том, что употребление таких веществ, даже самых «легких», допустимо, что родители не видят в этом ничего страшного или, что им до этого нет никакого дела и т.д.

А между тем, эпизодическое употребление наркотических веществ, может перейти в систематическое их употребление с формированием синдрома зависимости, что повлечет за собой обязательное нарушение общего состояния здоровья, семейных отношений и формированию социальных последствий.

 


9. Является ли факт обнаружения у ребенка при прохождении медицинского обследования того или иного наркотика конфиденциальной информацией?

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Т.е. факт обнаружения у ребенка при прохождении медицинского обследования того или иного наркотика и факт консультации у врача - психиатра-нарколога является конфиденциальной информацией.

Ни администрация образовательного учреждения, ни педагоги, ни классный руководитель знать о результатах тестирования в своем учебном заведении не будут. Информация будет только в медицинской организации, в которой ребенок прошел профилактический медицинский осмотр и консультацию у врача - психиатра-нарколога.

 


10. Какая польза для родителя от участия в тестировании ребенка?

По результатам тестирования проводится профилактическая работа в образовательной организации, вносятся корректировки в имеющиеся планы и программы – это комплексная масштабная работа по профилактике отклоняющегося поведения, суицидального, зависимого (аддиктивного) поведения, тем самым создается безопасная образовательное пространство для Вашего ребенка.

В случае, если ребенок имеет вероятность вовлечения в зависимое поведение, то по желанию родителей подростку будет оказана психолого-педагогическая коррекционная помощь в образовательной организации, либо на базе специализированного центра.

Помощь эта также будет носить конфиденциальный характер, будет являться эффективной, так как в эту работу будет включен родитель (законный представитель).

 


11. Является ли проведение тестирования обязательным для всех образовательных организаций?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ

«О наркотических средствах и психотропных веществах» и Порядком тестирования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 59, тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчиненности.


Еще раз необходимо подчеркнуть, что тестирование проводится не ради тестирования, результаты социально-психологического тестирования используются для корректировки профилактической работы в образовательной среде. Профилактическая работа в школе, классе будет построена с учетом особенностей и потребностей ваших детей.

 

Дата последнего обновления страницы 29.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»