Страничка педагога-психолога МАОУ СОШ № 16

Детский суицид

 

 

        Детский суицид в нашей стране приобретает размеры национальной трагедии. Исследования показывают, что главная причина этой беды жестокость в отношениях родителей к детям, характерная даже для внешне благополучных семей. Анализируя ее истоки и особенности поведения детей, замысливших уйти из жизни, авторы, ученые-психологи, призывают взрослых, прежде всего родителей и учителей, всячески избегать конфликтов, подталкивающих подростков к трагическим решениям.

           Самоубийство это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида у нас один из самых высоких в мире, а внутри страны он на втором месте среди причин смертельных случаев среди подростков. Число этих трагедий уменьшается в периоды относительной стабилизации и увеличивается в периоды социальной неопределенности. Однако прямой зависимости здесь нет.

           «Суицид это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта» (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко).

         Иными словами, непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников.

Все это страшно воздействует на детей. Сфера их общения изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как еще повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок замысливает самоубийство.

          Нарушение привычных жизненных условий далеко не всегда приводит к намерениям уйти из жизни. Важно, как индивид интерпретирует эти нарушения: как жизненный крах, безвыходную ситуацию, катастрофу или только как эпизод в жизни. Решение зависит от желания сделать усилия и приспособиться или что-то изменить и продолжать жить.

          Многое связано с личностными качествами. Какие черты личности способствуют суицидальному поведению? К ним относятся:

  • ранимость,

  • инфантильность,

  • острота переживаний,

  • склонность к самоанализу,

  • застенчивость,

  • рефлексивность,

  • недостаток самоконтроля,

  • импульсивность,

  • неконформность,

  • неуверенность в себе,

  • зависимость от окружающих,

  • несформированность системы ценностей,

  • впечатлительность,

  • интровертированность (тип личности, характеризующийся обращенностью внимания внутрь себя, сосредоточенностью на своем внутреннем мире, сдержанностью, необщительностью, замкнутостью),

  • возбудимость,

  • склонность к депрессиям,

  • неадекватная самооценка.

           В ситуации, травмирующей личность, эти качества облегчают формирование психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

 Осторожнее! Затянувшийся конфликт!

           Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его «несчастной любовью», но действительная причина уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности.

           Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Иногда «игра со смертью» является шантажом, спровоцированным наказаниями, несправедливыми, по мнению подростка, и окрашена чувством мести, желанием доставить обидчику большие неприятности.

           Истинное суицидальное поведение обычно возникает в тех случаях, когда жизнь ударяет подростка по «слабым местам» и порождает мысли о неполноценности. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.

           Подростковый возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что его можно считать «сплошным затянувшимся конфликтом». Подросток по-своему реагирует на происходящее, что связано прежде всего с его личностным самоутверждением. Это выражается в стремлении освободиться от опеки, контроля, покровительства взрослых и распространяется на установленные ими порядки, правила, законы и ценности. Почти инстинктивно он объединяется со сверстниками, главным образом, с целью общения. Самоутверждение и общение чрезвычайно важны для подростка. Блокирование этих потребностей может вызвать тяжелый внутренний конфликт причину суицида.

Фактор семьи

           Первый среди социально-психологических факторов самоубийств семейная дезорганизация. А именно: отсутствие отца в раннем детстве, недостаточная привязанность матери к ребенку, неавторитетность или гиперавторитарность родителей, телесные наказания; разводы, сожительство, повторные браки, конфликты родителей; болезнь и смерть близких, асоциальное поведение кого-то из семьи.

          Второй важный фактор тип семьи. В интегрированной, сплоченной семье каждый неотделим от семейной группы. В дезинтегрированной все обособлены. Суицидальное воздействие способна оказывать любая семья. Интегрированная может лишить ребенка чувства автономности, и потеря близкого или боязнь этой потери сделает жизнь ребенка невыносимой. В дезинтегрированной семье он может оказаться в одиночестве, поскольку у каждого родителя своя жизнь, свои проблемы. Дезинтегрированные семьи чаще выступают суицидальным фактором.

           Гармоничные и дисгармоничные семьи различаются по психологическому и ценностному соответствию между членами. Если ценности не совпадают, а один навязывает всем в семье свои нормы и стиль поведения, то возникают суицидоопасные ситуации. Возможны они и при появлении второго ребенка, первый тогда испытывает недостаток родительской любви.

          Семьи корпоративные и альтруистические. В первых общение строится на договорных началах, на выполнении каждым своих функций. Суицид подростка здесь более возможен. В альтруистических семьях каждый считает себя ответственным за благополучие остальных, и суицид в них наименее вероятен, а если встречается, то только жертвенный, во имя семьи.

           Семьи открытые и закрытые. У первых связи с внешним миром многообразны и все время расширяются. В закрытых, напротив, ограничены, что суицидально более опасно.

          Гибкие и консервативные семьи. Гибкие быстро адаптируются к внешним переменам, у консервативных такой способности нет. В них чаще всего случаются суициды. Подросток, вступая в конфликт с учителем, ждет помощи от родителей. Но консервативная семья обычно поддерживает не своего ребенка, а учителя. Оказавшись в изоляции, школьник может совершить самоубийство.

           В авторитарной семье грубый нажим со стороны властного родителя может вызвать у подростка протест и привести к трагедии. В демократической семье решения принимаются сообща, и попытки суицида там редки. В «проблемных» семьях дети «заражаются» девиантным (отклоняющее поведение, социальная девиация) поведением и опасность суицида в них выше. Но, конечно, семьи бывают обычно смешанного типа.

           Ребенок может выступать в семье в роли «опекаемого» или «отвергаемого». У опекаемых обычно завышена самооценка, они считают себя очень значимыми. Такие дети беспомощны в любой психотравмирующей ситуации, она всегда кажется им безвыходной. Отвергаемые постоянно испытывают эмоциональное отталкивание со стороны взрослых и нередко страдают от одиночества. У наиболее ранимых складывается суицидальное поведение как способ обратить на себя внимание, отомстить обидчикам. Фактором такого поведения выступает и школьная дезадаптация неуспешность в учебе, труде, в отношениях со сверстниками и учителями, особенно в средних классах. И чаще всего у подростков с низким интеллектом и выраженной сензитивностью. Однако школьные проблемы не являются основными причинами суицида.

 

Дата последнего обновления страницы 29.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»