Переход учащихся из начальной школы в среднюю, является кризисным периодом.
Переход связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Внешние изменения совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это отражается на качестве успеваемости (отличник в начальной школе вдруг в 5 кл. начинает получать двойки и тройки. А ребенок учившийся на тройки вдруг становиться твердым хорошистом).
Трудности, которые могут возникнуть
при переходе из начальной школы в среднюю.
В начальной школе учащиеся находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями, находиться в тесном контакте с родителями. В средней школе дети должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и часто самостоятельно решать вопросы с учителями.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под контролем учителя и родителей, должны совмещать учебные и организационные стороны жизни. Некоторые дети испытывают растерянность, не могут сосредоточиться на учебе.
Каждый предмет ведет новый учитель Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями учителей.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года, в это время может наблюдаться некоторый спад успеваемости.
Обучение в средней школе требует от учащихся большей самостоятельности.
Причины неуспеваемости
Физиологические
Ребенок начинает расти, становиться плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений является рассеянность, ослабление памяти, внимания
Неуверенность в себе
Ребенок начинает критично относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способности чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Необходимо помочь ребенку почувствовать себя успешным и компетентным.
Личные проблемы
Поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и др. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его успеваемости.
Отсутствие интереса
Причины: постоянные неудачи, плохие отношения с учителями или сверстниками, личные проблемы.
Чем можно помочь?
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и др.) сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю
Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Если вас что – то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.