|
|
Как справиться с последствиями кризиса |
Дети оказываются наиболее уязвимы и беззащитны перед лицом катастрофы. Что говорить о ребенке, если взрослому трудно понять и принять событие, которое невозможно ни контролировать, ни предсказать, его нельзя «уладить», разрешить раз и навсегда.
Что в кризисной ситуации важно знать учителю, к чему быть готовым, чтобы помочь ребенку?
Острота реакции может зависеть от нескольких факторов:
1) степень вовлеченности (находился в эпицентре события, сам попал в заложники; среди заложников были родные и близкие; следил за событиями по телевизору);
2) индивидуальные особенности (чувствительность, наличие навыков совладания);
3) наличие предшествующего травматического опыта (потеря близких, был в роли жертвы или свидетеля катастрофы и пр.).
Могут наблюдаться следующие реакции.
Физические: возбуждение (может привести к истощению), повышенная настороженность, мышечная напряженность, прерывистый пульс, повышенное потоотделение, изменение дыхания, расстройство желудочно-кишечного тракта, нарушение сна (трудности засыпания, ночные кошмары, прерывистый сон, слишком долгий или, напротив, короткий), головные и другие боли; необычные жалобы; обострение хронических заболеваний; психосоматика.
Поведенческие: поведенческая регрессия, изменение пищевого поведения, ограничение социальных контактов вплоть до изоляции, ухода в себя, жесткое следование или отрицание культурных стандартов поведения. Изменения, возникшие вследствие удара по адаптивным способностям, защитам, навыкам. Перемена внешнего вида. Отсутствие контакта глаз. Избегание любых напоминаний, мыслей о происшедшем. Повышение импульсивности поведения. Повышение конфликтности (особенно у подростков). Отказ идти в школу. Создание системы внешних вех стабильности, предсказуемости мира (суеверия, приметы).
Когнитивные: трудности концентрации и переключения, принятия любых решений, мысль скачет (или, напротив, мыслительный процесс замедляется); снижение академической успеваемости.
Личностные: изменение системы представлений о мире, о себе и других, подрыв на уровне базовых потребностей — физиологических (вода, питание), в безопасности, защите. Изменение ценностно-смысловой сферы. Удар по чувствам доверия, открытости, безопасности. Сужение перспективы будущего. Ощущение бессмысленности жизни и мира. Мир вдруг оказывается опасным и несправедливым.
Эмоциональные: общий дистресс, гнев и враждебность, депрессия, тревожность, страх, паника, чувство беспомощности и бессилия, чувство вины, стыда, отвращения к себе, обвинение других. Эмоциональная нестабильность (скачки настроения), апатия. Ощущение несправедливости того, что произошло. Злость.
Следует учитывать:
-
то, как обычно ведет себя ребенок;
-
культурно-этнические особенности реагирования;
-
наличие предшествующего травматического опыта;
-
индивидуальные и возрастные особенности.
Действия учителя
-
Одно из самых важных — справиться со своими собственными вполне естественными и объяснимыми чувствами беспомощности, страха, гнева. Без этого учитель вряд ли сможет чем-нибудь помочь детям.
-
Поддержка. Восстановление чувства безопасности и доверия. Помочь ребенку справиться со своими чувствами, развить навыки совладания. Мир для него никогда не будет тем же, но и новый мир может стать безопасным и уютным, иметь будущее.
-
Помочь родителям ребенка. Нередко во время таких трагедий школьный психолог становится психологом для всего сообщества, оказывая помощь населению.
-
Дать возможность говорить, поощрять потребность выговориться, но не заставлять, не принуждать, не торопить, не бояться пауз. Иногда важно просто быть рядом.
-
Не навязывать своих объяснений происшедшего и чувств, переполняющих человека. Не пытаться уверить, что все пройдет и будет хорошо. Скорее всего, так оно и будет, но сейчас человек чувствует совсем другое.
-
Выявить детей группы риска, при необходимости направить к специалисту.
Основные методы, которые может использовать учитель, — разговорные, рисуночные, игровые.
-
Дать возможность ребенку высказываться, но не принуждать, не торопиться и не торопить, не бояться пауз. Дать понять, что ожидается и чего можно ожидать. Спросить, где он был во время трагедии, с кем он был, кто был рядом. Что видел, чувствовал (по всем модальностям) в этот момент. Что делал, как реагировал, что испытывал? Что они думают, ощущают в отношении того, что произошло?
-
В случаях, когда ребенку трудно или невозможно говорить о происшедшем, нужно использовать рисуночные или игровые методы. В том числе — подвижные игры или релаксацию для снятия напряжения.
Иногда разговорные методы плохо работают: это может быть связано с влиянием культуры, в которой не принято открыто обсуждать переживания; некоторым детям не хочется открыто обсуждать свои чувства. В этом случае можно использовать рисуночные методы:
— вместе с детьми нарисовать или написать книгу, посвятить ее погибшим товарищам;
— выпустить газету с рисунками (повесить ее в классе, дать возможность вносить изменения; обращать на нее внимание гостей, фотографировать);
— рисовать разные аспекты случившегося;
— изготовить коллаж на основе рассказа детей о трагедии. Можно использовать вырезки из журналов (это более безопасно), а потом дорисовывать то, чего не хватает. Не забудьте сказать, что цель работы — не нарисовать красивую картинку, а выразить то, что происходит в душе.
Возможные возрастные особенности
реагирования детей на кризисную ситуацию
Симптомы |
Помощь |
Дошкольный возраст |
Беспомощность и пассивность |
Обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, хорошее питание, возможность играть, рисовать |
Генерализованный страх |
Восстановление защиты со стороны взрослых |
Тревожная привязанность
(цепляется за взрослого,
отказывается оставаться один) |
Обеспечение постоянной заботы и ухода |
Поведенческая регрессия (сосание пальца, энурез, лепетание) |
Не ругать, перетерпеть эти временные явления |
Расстройства сна |
Поощрение рассказов о том, что снится; посидеть с ребенком перед сном |
Недостаточность вербализации — элективный мутизм, повторяющиеся проигрывания случившегося |
Помощь в вербализации общих чувств, жалоб, того, что беспокоит ребенка. Дать возможность проиграть травматические события |
Соматические жалобы |
Помощь в идентификации испытанных во время события телесных ощущений, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Младший школьный возраст |
Поглощенность собственными действиями во время события |
Помощь в выражении скрытых переживаний события, чувств, мыслей по поводу происшедшего |
Специфические страхи,
запускаемые воспоминаниями |
Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог, беспокойства |
Пересказы и проигрывание события |
Дать возможность говорить и играть, объяснить, что чувства и реакции ребенка нормальны |
Нарушения сна |
Поддержка в рассказах о снах, выражении чувств |
Забота о своей безопасности, безопасности других |
Помочь поделиться беспокойством, тревогами,
успокоить реалистической информацией |
Соматические жалобы |
Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Забота о других жертвах и их семьях |
Поощрение конструктивных действий |
Подростковый возраст |
Взгляд со стороны, стыд, вина, страх |
Побуждение к обсуждению события,
связанных с ним чувств |
Соматические жалобы |
Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения, снятие мышечного напряжения, восстановление дыхания, релаксация |
Тревожное осмысление своих страхов, эмоциональных реакций, страх казаться ненормальным |
Помощь в осознании своих чувств, в понимании того, что способность переживать такой страх — признак взрослости; поощрение понимания и поддержки в среде сверстников |
Посттравматические срывы (злоупотребление алкоголем, наркотиками, конфликтное поведение) |
Помощь в понимании того, что такое поведение — попытка блокировать свои реакции. Помощь в осознании реакций, расширение представлений о формах совладающего поведения |
Резкие изменения в межличностных отношениях |
Обсуждение возможных трудностей в отношениях со сверстниками и семьей |
Отрицание трудностей, связанных с пережитыми событиями |
Дать информацию, где может получить помощь в случае необходимости. Информационная поддержка. Отслеживание состояния |
Радикальные изменения жизненных установок, влияющих на формирование идентичности |
Связать изменения установок с влиянием травмы |
Газета «Школьный психолог»
Издательского дома «Первое сентября», № 37/2004.
|
|
|
|