Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:
1.Изменение окружения:
-изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
-работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;
-оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.
-измените режим урока с включением физкультминуток;
-разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
-предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
-направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.
2.Создание положительной мотивации на успех:
-введите знаковую систему оценивания;
-чаще хвалите ребенка;
-расписание уроков должно быть постоянным;
-избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
-вводите проблемное обучение;
-используйте на уроке элементы игры и соревнования:
-давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
-большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
-создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
-научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
-игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
-стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
-помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
3.Коррекция негативных форм поведения:
-способствуйте элиминации агрессии;
-обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
-регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
4.Регулирование ожиданий:
-объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы;
-объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.